


Автор проекта — архитектор Боффо очень удачно разработал её пропорции (ширина вверху 12,5 метра, внизу — 21,6). В разработке технических и конструктивных проблем, связанных с сооружением лестницы, участвовали инженеры Ю. Морозов, Уоптон и др. Лестница насчитывала 200 ступеней; 10 маршей по 20 ступеней каждый и 10 площадок. Длина её 142 метра, высота — 24. Спускалась она к самому морю.
Потемкинская лестница создавалась на месте другой, вырубленной в ракушечнике. Она вела к турецкой крепости Ени-Дунья. Затем была деревянная лестница — 220 ступеней: она спускалась к морю к купальному берегу.

В этом заключён был замысел её создателей. Искусственно усилить перспективу, тем самым зрительно увеличить длину лестницы, придать ей величественный вид. Ступени и площадки покрывались триестским камнем, доставляемым судами, приходившими в город за хлебом. Боковые двухметровые парапеты строились из местного ракушечника. В 1933 году при реконструкции ступени облицевали розово-серым гранитом.
Лестница в разное время носила названия: Гигантской, Бульварной, Городской. После выхода кинофильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин» получила название Потёмкинской, так как отдельные сцены фильма снимались на ней.

Писали о Потемкинской лестнице и другие литераторы: Нечуй-Левицкий, Н. Гарин, А. Грин, М. Твен, А. Свирский, А. Островский, Я. Полонский, К. Чуковский. Сейчас лестница имеет 192 ступени. Восемь ступеней засыпали, когда Приморская улица (Суворова) была поднята к теперешнему уровню.
