ТУРИСТИЧЕСКИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ГОРОДА ОДЕССА

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ГОСТЕЙ И ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА, А ТАКЖЕ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА, ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА И РАЗВЛЕЧЕНИЙ

ИСТОРИЯ ОДЕССКИХ ТРАМВАЕВ

К восьмидесятым годам XIX века разрослась территория города, население Одессы достигло  уже 250 тысяч человек. Основным средством передвижения и  сообщения были дрожки и линейки.

Бельгийское общество конно-железной дороги предложило построить конно-железную дорогу. Дума согласилась с их предложением. Так, в Одессе 7 (20) июля 1880 года открылась первая линия «конки». Её маршрут был: от  ул. Ришельевской по Почтовой, Канатной, Сабанееву переулку через Александровский парк к пляжу «Ланжерон». Проезд разрешался только сидя, а стоять могли всего шесть человек на задней площадке вагона. На переднюю площадку и ступеньки вагона пассажиры не допускались. Стоимость проезда — пять копеек. К концу 1888 года таких маршрутов было уже 19. Вагоны хранились в депо на Куликовом поле, а лошади содержались в конюшнях на Ботанической улице (между улицей Канатной и Французским бульваром).

Затем соорудили две новые линии, но уже на паровозной тяге. Одна линия от Пантелеймоновской улицы до пляжа «Золотой берег» (16-я ст. Большого Фонтана), другая — от Херсонского сквера к Хаджибеевскому лиману (протяженностью 9 километров). Лошадей заменили «паровички». Это были небольшие паровозики с неуклюжей широкой трубой, за что одесситы называли их «Ванька головатый». В память о «паровичках» на Большефонтанской и Люстдорфской дорогах остановки назывались станциями. Так называются и сейчас. Отдельные строения станций сохранились до сих пор (8, 9-я ст.).

Несмотря на развитие и успешное функционирование одесской конки, которая к этому времени насчитывала ни много ни мало 17 маршрутов, нехватка транспортных линий и средств ощущалась довольно остро. В связи с этим в городскую думу начали один за другим поступать предложения о переустройстве некоторых линий конной тяги на электрические и расширении и увеличении протяженности самих путей, что позволило бы сделать транспортировку быстрой, удобной и функциональной.
Однако все эти предложения, несмотря на их дельность, долгие годы отклонялись руководством города — вопрос пуска электрического трамвая по определенным причинам чуть ли не на целое десятилетие повис в воздухе. Лишь в 1908 году вновь избранные гласные новой городской думы, познакомившись с «Запиской по делу о заключении договора с Бельгийским акционерным обществом одесских конно-железных дорог на сооружение в г. Одессе электрического трамвая в черте города», приняли решение осуществить предложенный проект.А вместе с тем заключили с бельгийцами договора о переустройстве линий конки и парового трамвая на электрическую тягу, постройке новых линий электрических железных дорог и эксплуатации их в Одессе.
Разгар работ пришелся на 1910 год. Пуск трамвая решено было приурочить к открытию Российской фабрично-заводской, сельскохозяйственной и художественной выставки, призванной показать экономическое развитие юга державы. Местом ее проведения был избран Александровский парк (ныне — парк им. Т.Г. Шевченко), отсюда же, со стороны Лидерсовского бульвара, взяла свое начало и первая линия одесского электрического трамвая. Торжественная церемония открытия состоялась двадцать четвертого сентября, в полдень. По ее окончании четыре красочных вагона вышли из временного депо, направились вдоль выставочной аллеи в Александровском парке, затем — по Сабанскому переулку, Канатной, Греческой улицам и завершили свой путь на Греческой площади. Первый рейс вызвал искренний интерес одесской публики: жители города, и стар и млад, вышли на центральные улицы к трамвайным путям, чтобы воочию лицезреть торжественный ход нового одесского чуда.

«Я помню себя стоящим в толпе на Греческой улице в Одессе и ожидающим, как и вся толпа, появления перед нами вагона трамвая, только сегодня впервые начавшего у нас функционировать… — писал Юрий Олеша в своей книге «Ни дня без строчки». — Трамвай показался на мосту, желто-красный, со стеклянным тамбуром впереди, шедший довольно скоро… Под наши крики он прошел мимо нас… За управлением стоял господин в котелке, и все произнесли его имя: Легоде. Это был директор бельгийской компании, соорудившей первую трамвайную линию в Одессе».
Именно таким запомнилось многим одесситам 24 сентября 1910 года — день запуска первого электрического трамвая. С того времени прошло уже 99 лет, а этот вид транспорта по-прежнему продолжает пользоваться широкой популярностью у одесситов, особенно в летнее время. С тех пор одесский трамвай усовершенствовался, модернизировался, изменил свой внешний вид, обрел номер маршрута…
Осталось неизменным лишь его предназначение — служить замечательным людям, живущим в Одессе и гостям города.

ПОСМОТРЕТЬ СОВРЕМЕННЫЕ МАРШРУТЫ ОДЕССКИХ ТРАМВАЕВ

FreeCurrencyRates.com
© 2015-2020 | HORNET-INFO | ODESA TOURIST INFORMATION CENTER