«САД СКУЛЬПТУР» ЛИТЕРАТУРНОГО МУЗЕЯ
Сад скульптур Одесского Литературного музея – явление, не знающее аналогов. Сад скульптур передает уникальный облик стоящей на древней земле, но неизменно юной Одессы, города, который впитал традиции великих культур и осветил их солнечной улыбкой.
Помимо скульптур литературных героев и гениев, в Саду скульптур также можно увидеть знаменитых половецких баб – древние изваяния, созданные народами Причерноморья тысячу лет назад.
Если Вы планируете отдых в Одессе, обязательно посетите Сад скульптур в литературном музее, как ни что иное здешняя атмосфера передает неповторимый облик этого замечательного города, его характер и настроение.
ИНСТАЛЛЯЦИЯ «ДВЕРИ СЧАСТЬЯ» («DOMUS SOLIS»)
По замыслу автора, в эти двери в Одессу каждое утро на рассвете будет входить солнце. Двери уже установлены на пляже Ланжерон возле новой гостиницы Club Hotel за пляжным комплексом NEMO Beach Club. Двери представляют собой бронзовую копию старых одесских дверей, которые в XIX столетию украшали собой парадный вход в одесский дом, и с гордостью встречали жителей и гостей.
Скульптор — M. Рева. 2015 год.
КОМПОЗИЦИЯ «ОДЕССКОЕ ВРЕМЯ»
Время в Одессе идет не так, как в других городах. Одесское время измеряется не столько минутами, сколько расстоянием между встречами, между событиями, между летом и летом, между приездами и возвращениями друзей. Здесь свои периоды и права.
Человеческие фигуры, ростом с ребенка, которые символизируют одесситов разных поколений, национальностей, занятий; там также есть одесский кот, собачка Жулька — все они способны, с помощью усилий рук детей и взрослых, начать крутиться в танце вокруг часов — символа кратковременности жизни, где беззаботное детство изменяется счастливой молодостью, и зрелость рождает мудрость старика, бесконечность времени и способность человека ускорить ход времени. Есть вещи, которые объединяют людей, мыслящих абсолютно по-разному, делают взрослых немного детьми, а детям позволяют нарушить правила; есть события, в которых встречаются прошлое и будущее.
Скульптор — M. Рева. 2015 год.
ПАМЯТНИК ДВЕНАДЦАТОМУ СТУЛУ
Наверно, мало имеется таких граждан бывшего СССР, которые если и не читали роман «Двенадцать стульев», то хотя бы не смотрели фильм по этому произведению И.Ильфа и Е.Петрова, двух одесситов-юмористов. Их настоящие имена — Иехиел-Лейб Арьевич Файнзильберг (1897—1937) и Евгений Петрович Катаев (1902—1942) — брат В.Катаева, другого известного одесского писателя. Наверно, не стоит пересказывать содержание этого романа и основные вехи похождений Остапа Бендера…
Памятник 12-му стулу из романа открыт 1 апреля 1999 г. Архитектор — М.Рева.
Следует отметить, что памятник находится на самой маленькой площади в мире, площади Остапа Бендера.
В разгар туристического сезона к памятнику выстраивается огромная очередь из желающих сфотографироваться на нем — говорят, что «стул» приносит удачу и финансовое благополучие.
СКУЛЬПТУРНАЯ ГРУППА «ЛАОКООН И ЕГО СЫНОВЬЯ»
В греческой мифологии Лаокоон представляет собой жреца-прорицателя, выходца из Трои. Именно он отговаривал троянцев принять Троянского коня — подарок врагов, за что и был наказан. Богиня Афина Паллада, которая покровительствовала данайцам, разгневавшись, натравила на Лаокоона чудовищных змей, чтобы убить его вместе с двумя сыновьями.
Оригинальная скульптура «Лаокоон и его сыновья» была создана еще в 200 году до н.э. Место ее рождения — древний античный город Пергама, который находится на западе Малой Азии. Скульптуру вылили из бронзы. Во второй половине І века до н. э. благодаря труду достаточно талантливых древнегреческих скульпторов с о. Родос Агесандра и его сыновей Афинодора и Полидора была создана копия скульптуры, но уже из белого мрамора. Она хранится по сегодняшний день в Ватикане. Именно там ее и увидел впервые градоначальник Одессы Г. Маразли. Скульптура настолько ему понравилась, что он даже заказал себе ее копию, которую в 1870 году установили на даче общественного деятеля. Со временем скульптура изменила свое место и стала украшать улицу Преображенскую. Лишь с 1971 года скульптура «Лаокоон и его сыновья» находится на месте, где мы ее привыкли видеть – перед зданием Одесского археологического музея.
Скульптура, которой любуются как туристы, так и местные жители выполнена из каррарского мрамора и является точной копией мирового шедевра «Лаокоон и его сыновья». Вы можете увидеть, как в скульптурной композиции запечатлели ужасную, смертельную борьбу у подножия алтаря. Глядя на скульптуру Вы также испытаете все оттенки борьбы. Вглядываясь в лица Лаокоона и его сыновей, начинаешь понимать, что это последние секунды их жизни. Становиться просто не по себе, по спине пробегает холодок. Скульптура вызывает кучу мыслей, поэтому не стоит находиться возле нее слишком долго – ощущается какая-то необъяснимая тяжесть.
ПАМЯТНИК АПЕЛЬСИНУ
Памятник и представляет собой апельсин с вынутой долькой. Но всё-таки одесситы называют этот памятник не иначе, как памятником взятке. И неспроста. Для начала расскажем историю, которая официально стоит за памятником.
В 1796 г. Екатерина II, «мать» Одессы, умерла. Её сын Павел I, как известно, не любил свою мать. Едва придя к власти, он усердно принялся делать ей всё наперекор, даром что она уже не могла ни увидеть этого, ни воспрепятствовать этому. Казалось, он задался целью испортить все достижения Екатерины. В частности, строительство нового города и порта на черноморском побережье было заморожено… Легенда говорит о том, как хитроумные одесситы решили добиться расположения Павла. Решили его задобрить вкусненьким. Городской магистрат постановил: «Рассуждая, что по открывающемуся теперешней весной мореплаванию, должно ожидать скорого прибытия к здешнему порту фруктов и во изъявление ко двору Его Императорского величества от обывателей сего города верноподданнического усердия, магистрат первейший случай находит к посещению таковыми Его Императорского Величества, а потому и определил здешнему карантинному начальнику…, как скоро прибудут к здешнему порту апельсиновые фрукты, не допуская прежде покупщиков к оным, повелеть привозителям, отобрав самого лучшего сорта три тысячи, отпустить на платежный счет сего магистрата, которые приняв, отослать к Высочайшему двору…». Номер удался. Павел смягчился и дал согласие на выделение 250 тысяч рублей на развитие порта. Город был спасён! Таким образом, Одесса выкупила себя при помощи взятки в размере 3000 апельсинов.
Изначально памятник был установлен на ул. Ланжероновской, перед участком жёлтой мостовой, однако соответствие стилю окружающих зданий находились под очень большим вопросом в глазах многих одесситов. Возможно, поэтому его в конце концов перенесли в намного менее людное и красивое место, где он и находится сейчас. В 2007 году памятник был перенесен на бульвар Искусств (ныне бульвар Жванецкого).
Памятник открыт 2 сентября 2004 г., на день города. Скульптор — А.В.Токарев, архитектор В.Л.Глазырин (те же, что ранее создали памятники Уточкину, Вере Холодной и Утёсову).
КОМПОЗИЦИЯ «ПОХИЩЕНИЕ ЕВРОПЫ»
Композиция «Похищение Европы» стала подарком Одессе к её двухсотлетию и была сооружена в сентябре 1994 года архитектором В. Н. Чепелевым и скульптором А. П. Токаревым. Создавалась скульптура по инициативе Киевского райисполкома. «Архитектурно — художественная композиция Похищение Европы» находится по адресу: г. Одесса, Фонтанская дорога.
КОМПОЗИЦИЯ «ДЕРЕВО ЛЮБВИ»
Памятник был торжественно открыт в Городском саду 14 февраля 2006 года — в день влюблённых. Автор композиции — скульптор М.Рева.
Трёхметровая композиция, весящая тонну, выполнена в форме дерева, крона которого напоминает сердечко. На патинированной бронзовой кроне, как созревшие плоды, рельефно выступают 210 полированных до блеска бронзовых сердечек, — по числу лет городу Одессе (напомним, что Одесса была основана в 1794 году). Несколько сердечек упало на землю и лежат у основания ствола. Скульптор пояснил смысл композиции: «дерево — это основа жизни: его корни — прошлое, крона — настоящее». На стволе дерева на 65 языках мира написано одно слово — «любовь».
По родившемуся поверью, если влюблённая пара, взявшись за руки, прикоснётся к стволу дерева, то их любовь будет крепкой, как бронза.
КОМПОЗИЦИЯ «ЗОЛОТОЕ ДИТЯ»
Памятник «Золотое дитя», знаменитого скульптора Эрнста Неизвестного — его подарок Одессе. Открыт в 1995 году перед зданием Морского вокзала. Памятник символизирует дерево, из плода которого появляется ребенок. Местные жители, как водится в Одессе, дали монументу свое имя — его называют «киндер-сюрпризом». К памятнику, как и к человеку, надо привыкнуть. И этого чудо-младенца полюбили и относятся с симпатией. И, как точно подмечено, есть сходство с Буддой — у младенца завораживающее лицо, несущее покой и умиротворение. Кто не верит, подойдите, вглядитесь.
ПАМЯТНИК ПЕТЕ И ГАВРИКУ
<Через квартал от памятника Вере Холодной, на площади её имени, находится необычный памятник. Два мальчика качаются на доске. Это — герои автобиографической повести «Белеет парус одинокий» знаменитого одесского писателя Валентина Катаева (1897-1986). Писатель жил в Одессе на «Канатной, угол Куликова поля» (как в повести представил его Гаврик своим родным). Сто лет назад он бегал по этим улицам, в частности, возможно, по этой площади, которая тогда называлась Полицейской (как и улица Бунина, расположенная рядом). Стоит перечитать эту повесть, чтобы окунуться в атмосферу дореволюционной Одессы. Пусть и с коммунистическим уклоном. Но это тоже наша история.
Памятник открыт в 1988 г. Скульптор — Н.И.Степанов. Идея памятник возникла у скульптора ещё в 1965 г. Он посвятил в планы писателя, показал ему эскизы и фотографии макетов, которые тот полностью одобрил. Этот памятник стал одним из последних памятников, установленных в Одессе в советское время.
«МОРЯЧКА» — ПАМЯТНИК ЖЕНЕ МОРЯКА
Бронзовая скульптурная композиция была торжественно открыта на Морвокзале в 2002 году в дни празднования Дня города, который в Одессе отмечается 2 сентября. Скульптов — А.Токарев.
Скульптурная композиция изображает грациозную молодую женщину, которая крепко удерживает в руках ребёнка, стоящего на парапете. Фигуры композиции чуть крупнее реальных людей. И мать, и ребёнок вглядываются в морскую даль, ожидая возвращения корабля, на котором ушел в море муж-отец-моряк. Ажурный металлический парапет (он как бы одновременно является частью причала Морского вокзала), на котором установлена скульптурная композиция, полукругом охватывает бронзовые фигуры, выдвинутые вперёд относительно главной линии ограждения, отчего возникает иллюзия того, что они стоят на балконе. Парапет украшен флористическим орнаментом и гербом города Одесса, в нижней его части размещён динамик, по которому транслируется песни об Одессе и море. Кромка причала, на котором установлена скульптурная композиция, оформлен в виде носа морского судна. На парапете имеется бронзовая табличка со стихами одесского поэта Ивана Рядченко:
Той, что в нелегкий час печали,
Когда уходят корабли,
Вся остаётся на причале
У соблазнительной земли.
ПАМЯТНИК ТЁТЕ СОНЕ
Бронзовая Тетя Соня в широкой шляпе, в фартуке, прижав руку со связкой бычков к сердцу, стоит в самом центре рыбного ряда в новом корпусе одесского Привоза. Пройти мимо нее и не заметить, просто невозможно.
— Идея создать тетю Соню у меня появилась еще задолго до реставрации «Привоза», — рассказал автор работы, скульптор Игорь Ивченко. – Я решил представить, какой рыбачка Соня будет на пенсии. Костя может быть «козла» забивает или в Израиль поехал. А она вышла на «Привоз» не то, чтобы бычков продать, но и людей посмотреть, и себя показать. Это своеобразный памятник одесским бабушкам, на которых стоит наша цивилизация и, конечно, Одесса. Они воспитывали своих внуков, из которых выросли люди, прославившие наш город. Для того, чтобы поточнее изобразить этот образ, я ходил по «Привозу», собирал образы торговок, фотографировал. Когда скульптуру только привезли в рыбный ряд, ее окружили продавщицы и давай спорить, на кого из них она похожа.
Авторами скульптуры, открывшейся в рыбном ряду «Нового Привоза» стали Игорь Ивченко и Илларион Стадник. Скульптура установлена в центре торгового павильона рыбного ряда и открыта вместе с последним объектом комплекса «Новый Привоз» в 2006 году.
ПАМЯТНИК ГОЦМАНУ
Памятник Давиду Гоцману — бронзовая скульптура, посвящённая собирательному образу одесского милиционера послевоенного времени, установленная у центральных ворот здания регионального управления внутренних дел. Идея создания памятника родилась после показа по телевидению телесериала «Ликвидация», главный герой которого — Давид Гоцман — стал прототипом скульптуры.
Прототипом образа милиционера стал известный сотрудник уголовного розыска в послевоенной Одессе Давид Курлянд. Он же был прообразом Давида Гоцмана – героя сериала «Ликвидация», съемки которого проходили в Одессе летом 2006 года.
Автор скульптуры, Александр Токарев, утверждал, что в работе старательно уходил от какого бы то ни было сходства с киногероем Давидом Гоцманом и вообще с сериалом. Не было, по его же словам, и какого-то конкретного реального прототипа, воплощённого в собирательном образе. Сам же сериал «Ликвидация», по словам скульптора, явился лишь толчком к созданию памятника одесским милиционерам. Торжественная церемония открытия памятника состоялась 14 декабря 2008 года.