ТУРИСТИЧЕСКИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ГОРОДА ОДЕССА

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ГОСТЕЙ И ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА, А ТАКЖЕ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА, ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА И РАЗВЛЕЧЕНИЙ

МОРСКОЙ ВОКЗАЛ ОДЕССКОГО ПОРТА

г. Одесса, улица Приморская, 6


Изначально морского вокзала как такового в Одессе не было. Пассажирские суда швартовались к Военному молу. Там же располагалось и неказистое двухэтажное здание, до 1968 года выполнявшее функцию морского вокзала. Попасть к нему можно было с улицы Приморской справа от Военного спуска — через портовые ворота и железнодорожные пути.

Рост пассажиропотока в Одесском порту после Второй Мировой войны обусловил необходимость строительства более современного морского вокзала. В 50-е годы начался расцвет Крымско-Кавказской линии. В портовых городах Черного моря строились морские вокзалы — например, в Сочи, выполненный в стилистике сталинского ампира, иногда называемого «сталиансом».
Проекты морского вокзала в Одессе на Новом молу появились в начале 50-х. Первые два проекта, 1952-53 гг. — это классические ампирные здания, окруженные колоннадами, портиками и увенчанные высоким шпилем.

При Сталине новый морской вокзал в Одессе строить так и не начали. А позже, в рамках борьбы с «архитектурными излишествами», начатыми Хрущевым, проект очень сильно изменился. Здание переместили из оконечности Нового мола в его головную часть, сделали более «кубическим» в духе конструктивизма и функционализма, но при этом сохранил характерные для ампира колонны.
Но уже через пару лет проект снова изменился. Несколько вариантов проекта за 1958 год показывают здание «переходной» архитектуры, без высокого шпиля и очень похожие на послевоенные железнодорожные вокзалы.
К 1960-м проект морвокзала, выполненный архитекторами В.П. Головиным и В.К. Кремляковым, приобрел совершенно иные черты — теперь это было огромное здание, имитирующее стремительные обводы пассажирского лайнера, но выполненные из стекла и железобетона.

Здание морского вокзала ввели в эксплуатацию в 1968 году, хотя большую часть работ завершили к запланированному сроку — 50-летию революции 1917 г. в 1967 году. Перед этим строителям пришлось на 70 метров удлинить Новый мол, а на его нулевом уровне соорудить огромный складской комплекс.
После постройки морского вокзала Новый мол одновременно принимал и пассажирские, и грузовые суда. На нем сохранялись грузовые краны, а вдоль причалов шли железнодорожные пути. Для удобного перехода на пассажиров на борт лайнеров имелись передвижные трапы-мосты. Помимо морского вокзала, одновременно с ним построили также входной павильон с улицы Суворова (Приморской) с эскалаторами, а проходившую вдоль Потемкинской лестницы линию старого фуникулера заменили на современный тогда эскалатор. Над железнодорожными путями станции Одесса-порт построили мост-виадук.
В первозданном виде морской вокзал простоял до начала 1990-х. К 1994 году здание капитально отремонтировали, при этом большую часть первоначальных интерьеров заменили на более современную отделку. Вместо складов на подземном уровне устроили огромный концертно-выставочный зал, расширили внутренние помещения морвокзала и устроили яхт-клуб. Затем, к 2001 году, на Новом молу возвели высотное здание гостиницы, изначально относившееся к отельной сети «Кемпински», но затем выведенное из-под ее управления по причине дефектов конструкции. На площади перед морским вокзалом появилась скульптура «Золотое дитя» Эрнста Неизвестного, а в 2002-м на причале поставили изящный памятник Жене Моряка авторства Александра Токарева.

FreeCurrencyRates.com
© 2015-2020 | HORNET-INFO | ODESA TOURIST INFORMATION CENTER