ОДЕССКИЕ МОСТЫ-ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ


 СТРОГАНОВСКИЙ МОСТ

САБАНЕЕВ МОСТ

НОВИКОВ МОСТ

ПОЛИЦЕЙСКИЙ МОСТ (МОСТ КОЦЕБУ)

ТЁЩИН МОСТ

«ГОРБАТЫЙ» МОСТ

Кроме сохранившихся до сих пор балок и оврагов, по всем улицам старой Одессы вдоль и поперек были проложены канавы, в демисезоны наполненные водой. Поэтому, помимо соответствующих муниципальных сооружений, на всех перекрестках улиц существовали и частные мосты и мостики.

Каждый солидный предприниматель считал необходимым устроить мостик для перехода через канаву напротив дверей своего заведения, ибо самые состоятельные клиенты приезжали к нему в экипаже. Домовладельцы сооружали такие мостики напротив парадных подъездов, иногда вкупе с навесом от дверей до самой мостовой.

По-видимому, первым крупным мостом в Одессе был деревянный мост через Карантинную балку. В сборнике «Одесса. 1794-1894″ о нем кратко упоминается: «Через Карантинную балку издавна существовал деревянный мост для сообщения города с крепостью». О времени постройки моста мы узнаем из рапорта архитектора Ф.Фраполли от 25.05.1809 года: «…строящийся под моим присмотром на балке к крепости мост ныне совершенно окончен». Улицы названий тогда еще не имели, да и мост, вероятно, был единственным.

Вторым в хронологической последовательности был построен мост также по Херсонскому тракту через Военную балку (в месте пересечения современных Ланжероновской и Гаванной улиц).

Третьим в той же последовательности строился каменный мост на Дерибасовской улице, напротив современного Дома книги. Известно, что смета по этой постройке в сумме 8890 рублей была составлена архитектором Ф.Фраполли, начато сооружение в феврале 1811 года еще на Гимназской улице и закончено уже на Дерибасовской в апреле 1812 года.

Несмотря на то, что Дерибасовская уже тогда считалась одной из главных улиц города (на плане Одессы 1814 года нанесены названия только Дерибасовской и Ришельевской, а до этого Театральной улицы), все же посчитали необходимым в первую очередь построить мост через Военную балку там, где он был более нужен с практической точки зрения: на основной магистрали Херсонская застава — порт, а затем уж по главной улице Гимназской. Прагматиками были одесситы того времени.

Из существовавших мостов через Карантинную балку сохранились три с половиной: Строгановский по Греческой улице, Коцебу по улице Бунина (Полицейской), Новикова по улице Жуковского и полумост Сикарда по Еврейской улице. Через вторую балку на плато старой Одессы — Военную, разрезающую город в его центре, также необходим был мост для связи между Южным (Военным) и Северным (Греческим) форштатами, приморскими районами этих частей города, в одном из которых располагались «присутственные места» — учреждения администрации города, в другом — места жительства чиновников разных рангов. С размещением на Приморском бульваре канцелярии Воронцова, закладкой зданий присутственных мест и биржи необходимость в мосте стала очевидной.

Были в Одессе по крайней мере ещё одиннадцать муниципальных мостов, о существовании которых в прошлом теперь мало кто знает. Все они имели общее назначение — были переброшены через ров второй черты порто-франко, опоясывающий город от Херсонского спуска, мимо Старого кладбища до Ланжерона.

Это были небольшие, но капитально построенные каменные мосты с парапетами, способные выдержать проезд по ним любого грузового транспорта того времени. Мосты эти существовали до конца семидесятых годов. Большинство из них отмечены и названы на плане города 1867 года: Ольгиевский в конце одноименной улицы, Институтский — у института благородных девиц (позднее морского транспорта), Лютеранский в конце Лютеранского переулка, Ланга в конце Тираспольской улицы, Прохоровский (Черепенникова) у начала Прохоровской улицы, Всех Святых в конце Новорыбной улицы, Малый у места пересечения Костецкой и Болгарской, Сенной у Старосенной площади, Палена у Канатной улицы.

Странно, что на этом плане не значатся мосты Императрицы и Ланжероновский (Крепостной), хотя они упоминаются в архивных документах и места их определяются соответственно в начале Малофонтанской дороги (Французский бульвар) и у Ланжерона или Крепости. 3 февраля 1834 года от Воронцова поступило указание назвать часть второй черты порто-франко от моста Императрицы до Ланжероновского моста (современные улицы Белинского и Лидерсовский бульвар) — бульваром Императрицы.


cropped-лого-870х220-копия.jpg


ПЕРЕЙТИ НА СТРАНИЦУ «ЭКСКУРСИИ»