ПРИВОКЗАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ и СТАРОСЕННАЯ ПЛОЩАДЬ


Пассажирский павильон на Куликовом поле на месте будущей станции Одесса-Главная, 1870-е годы Источник: http://viknaodessa.od.ua/old-photo/?vokzal-zheleznodorozhnyj

Пассажирский павильон на Куликовом поле на месте будущей станции Одесса-Главная, 1870-е годы
Источник: http://viknaodessa.od.ua/old-photo/?vokzal-zheleznodorozhnyj

Здание пассажирского вокзала, главный и боковой фасад, со стороны Старосенной площади, 1884 г. Источник: http://viknaodessa.od.ua/old-photo/?vokzal-zheleznodorozhnyj

Здание пассажирского вокзала, главный и боковой фасад, со стороны Старосенной площади, 1884 г.
Источник: http://viknaodessa.od.ua/old-photo/?vokzal-zheleznodorozhnyj

В центре станция «конки» на Новорыбной ул., справа Тюремная площадь и здание Тюремного замка, фотография конца XIX века Источник: http://viknaodessa.od.ua/old-photo/?vokzal-zheleznodorozhnyj

В центре станция «конки» на Новорыбной ул., справа Тюремная площадь и здание Тюремного замка, фотография конца XIX века
Источник: http://viknaodessa.od.ua/old-photo/?vokzal-zheleznodorozhnyj

В перспективу уходит Пушкинская улица, Свято-Ильинской церкви еще нет Источник: http://viknaodessa.od.ua/old-photo/?vokzal-zheleznodorozhnyj

В перспективу уходит Пушкинская улица, Свято-Ильинской церкви еще нет
Источник: http://viknaodessa.od.ua/old-photo/?vokzal-zheleznodorozhnyj

Императорский павильон, находился со стороны Куликового поля, 1900-е годы (?) Источник: http://viknaodessa.od.ua/old-photo/?vokzal-zheleznodorozhnyj

Императорский павильон, находился со стороны Куликового поля, 1900-е годы (?)
Источник: http://viknaodessa.od.ua/old-photo/?vokzal-zheleznodorozhnyj

Здание Судебных установлений на Привокзальной площади, фотография начала ХХ века Источник: http://viknaodessa.od.ua/old-photo/?vokzal-zheleznodorozhnyj

Здание Судебных установлений на Привокзальной площади, фотография начала ХХ века
Источник: http://viknaodessa.od.ua/old-photo/?vokzal-zheleznodorozhnyj

ПРИВОКЗАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ
Во второй половине ХIХ века огромная площадь за чертой портофранко, простиравшаяся в те далекие времена от Канатной улицы до Привоза, бывшего тогда всего лишь придатком Старого базара, стала использоваться как плац войсками, квартировавшими поблизости. Со временем ее стали называть Куликовым полем.
Развитие этого района тесно связано с появлением в Одессе железнодорожного сообщения. Уже в путеводителе — справочнике по Одессе за 1867 год указана конечная железнодорожная станция «Куликово поле», от которой поезда в сторону Балты и Ольвиополя (Первомайска) двигались до станции «Одесса» (Большой вокзал, теперь — Одесса-Товарная) 10 минут и далее по маршруту. Строительство солидного здания пассажирского вокзала значительно облагородило и изменило этот район. Мощное сооружение, именуемое в документах «пассажирское здание «Куликово поле», возводили по конкурсному проекту петербургского зодчего В.А. Шретера под надзором одесского архитектора А.О. Бернардацци с 1879 по 1883 год. Вокзал занял большую часть огромного Куликова поля и рассек его на три площади: Куликово поле в нынешних его размерах, примыкающую к Привозу Сенную площадь и сформировавшуюся несколько позднее Привокзальную (Тюремную) площадь. Сенными называли рынки, где проходила торговля фуражом. Так что Сенная площадь
в нынешних размерах служила долгое время продолжением Привоза, где торговля осуществлялась в конце ХIХ века «с колес». Привокзальная площадь преобразилась после возведения на ней в 1894-1895 г.г. архитектором Н.К. Толвинским респектабельного здания судебных учреждений (ныне Управление Одесской железной дороги), а позднее, в 1899 году, этим же зодчим и здания земской управы (ныне Одесское отделение ОдЖД) по другую сторону вокзала, на месте старой тюрьмы. Центр площади украшал живописный сквер с фонтаном в центре. У здания судебных учреждений была конечная остановка вначале, в 1880 году, конки, а через год — парового трамвая, отправляющегося от Куликова поля на Большой Фонтан. Посвистывая и дымя, паровоз тащил вагончики, доставляя одесситов на дачи и к купальням. Впоследствии паровоз был заменен трамваем электрическим. Тогда же построили по проекту архитектора А. Минкуса павильон для узловой трамвайной станции на Куликовом поле вблизи угла Канатной улицы и Итальянского бульвара (в наши дни здание перестроено в химчистку), и конечная остановка трамвая на Большой Фонтан обосновалась с тех пор там.Как память о паровичке в топонимике города остались названия остановок, по сей день именуемые «станциями» с соответствующими номерами, да песня «Семь сорок», связанная с его расписанием. Паровичок огибал Куликово поле по линии Итальянского бульвара, затем Канатной улицы и устремлялся дальше отсчитывать станции по тому же маршруту, как и современный трамвай No 18



 СТАРОСЕННАЯ ПЛОЩАДЬ с трамвайным кольцом — одна из старейших в городе. Когда-то крестьяне здесь торговали «с колес» продуктами и скотом. Кроме того, на площади находится единственное сохранившееся наследие неаполитанского скульптора Иосифа Мормоне — композиция из двух львов, открывающая проход через сквер. Как гласит легенда, скульптор распорядился, чтобы во время работы над каменными изваяниями на площади стояла клетка с настоящим львом, который и служил образцом при создании каменных копий. А чтобы посмотреть на работу итальянского зодчего собирались целые толпы людей.

С 1923 по 1995 годы — сквер 9-го января.
С 1995 г. — Старосенной сквер и Старосенная площадь
 старосенная 2старосенная 1
старосенная


по материалам сайта odessitclub.org